Российско-американские отношения

США
Россия

Российско-американские отношения — двусторонние отношения между Россией и США, которые рассматриваются как системообразующий фактор с точки зрения обеспечения глобальной безопасности и стабильности.

Дипломатические отношения между Российской империей и США были установлены в 1807 году, а первый официальный контакт с одной из британских колоний в Северной Америке (будущая Пенсильвания) имел место в 1698 году.

Во второй половине XIX века Россия поддержала северные штаты США в их войне против рабовладельческого Юга.

В начале XX века после Октябрьской революции США участвовали в военной интервенции на русский Север и Дальний Восток.

США признали СССР в 1933 году. В 1930-е годы отношения между США и Советским Союзом, крайне нуждавшимся в поставках западного оборудования и технологий для осуществления масштабной индустриализации, были прагматичными. Во Второй мировой войне государства стали союзниками по антигитлеровской коалиции. Почти сразу же после завершения войны, однако, США и СССР как две сверхдержавы вступили в ожесточённое стратегическое соперничество за влияние в мире (так называемая «холодная война»), определявшее развитие мировых процессов до конца 1980-х годов. В рамках этого соперничества имели место как периоды обострений (1961—1962, 1979—1986), так и периоды прагматичного сотрудничества (1970-е годы).

Рональд Рейган и Михаил Горбачёв с супругами на обеде в советском посольстве в Вашингтоне, 9 декабря 1987 года

С приходом к власти в СССР Михаила Горбачёва (1985) отношения стали налаживаться, что во многом было достигнуто благодаря «дипломатии перестройки», ценой односторонних внешнеполитических уступок со стороны руководства СССР. В результате этих уступок на рубеже 1980-х — 1990-х годов СССР утратил геополитическое влияние, одновременно встав на путь отказа от социалистической идеологии и перехода к рыночной экономике, что фактически привело к исчезновению идеологического противостояния и прекращению «холодной войны». Обе стороны начали проявлять готовность к сотрудничеству и партнёрству.

Борис Ельцин и Джордж Буш-старший на территории Белого дома, 1992 год

Политический, идеологический и межнациональный кризис, охвативший Советский Союз в конце 1980-х годов, привёл к его распаду. США в этот период включились в посткоммунистическую трансформацию России. 31 января — 1 февраля 1992 года Борис Ельцин нанёс свой первый визит в США в качестве президента независимой России. В Кэмп-дэвидской декларации, принятой по итогам встречи в верхах, Борис Ельцин и Джордж Буш-старший поставили символическую точку в холодной войне. Во время следующего своего визита в США, состоявшегося 15-19 июня 1992 года, Ельцин в выступлении перед американским Конгрессом отчётливо обозначил переход от конфронтации к активному взаимодействию с западными странами. Американское направление стало преобладающим в российской внешней политике. Этим партнёрским отношениям, однако, нанесли заметный ущерб военная кампания НАТО против Югославии (март — июнь 1999 года) и расширение НАТО на восток.

Новый этап напряжённости между странами был вызван событиями на Украине и присоединением Крыма к Российской Федерации в 2014 году. В связи с событиями на Украине администрация президента Обамы в марте 2014 года пошла по пути «системного сдерживания» России, сворачивания связей и ввела визовые, финансовые и имущественные санкции против ряда российских официальных лиц, депутатов Федерального собрания и предпринимателей, а также компаний и банков, которые с тех пор неоднократно продлевались и усиливались. С российской стороны принимались ответные меры — как зеркальные, так и асимметричные — по защите национальных интересов России в связи с недружественными действиями.

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США в ноябре 2016 года породила в России надежды на улучшение российско-американских отношений. Дональд Трамп неоднократно заявлял о стремлении улучшить отношения с Россией, однако на практике американская администрация продолжила конфронтационную линию, используя против России экономические, военно-политические, пропагандистские и иные инструменты. По состоянию на конец июня 2019 года, различные санкции США действовали в отношении 288 российских граждан и 485 юридических лиц.

По оценке директора ИМЭМО РАН Фёдора Войтоловского (август 2019), политика администрации Трампа в отношении России складывается из трёх основных направлений:

поддержание и усиление давления в финансово-экономической сфере;
втягивание России в высокозатратное военно-технологическое соревнование при одновременном отказе США от обязательств в сфере контроля над вооружениями;
препятствование диалогу российского руководства по вопросам безопасности с ведущими европейскими державами, а также развитию экономического сотрудничества между Россией и Евросоюзом.

По мнению дипломатов и экспертов, отношения США и России находятся на самом низком уровне за весь период после распада СССР и провозглашения независимого российского государства. Американские разведывательные службы обвиняли Россию во вмешательстве в президентские выборы, что по мнению многих, не позволяло Трампу ослабить напряжённость в отношениях с Россией, так как его активно обвиняли в сговоре с Кремлём для победы в 2016 году. Расследование спецпрокурора США Роберта Мюллера, длившееся два года, окончилось оглушительным поражением противников Трампа: обвинения в сговоре не были доказаны.

Посольство России в США
Посольство США в России

После 1 сентября 2017 года Россия в США имела посольство в Вашингтоне и три генеральных консульства: в Нью-Йорке, Сиэтле, Хьюстоне; у США в России имелись посольство в Москве и три генконсульства (Владивосток, Екатеринбург, Санкт-Петербург). Весной 2018 года генконсульства в Сиэтле и Санкт-Петербурге были закрыты.

Посол России в США (с 21 августа 2017 года) — Анатолий Антонов
Посол США в России — Джон Хантсман (октябрь 2017 — октябрь 2019), Джон Салливан (утверждён Сенатом США в декабре 2019 года).

Джон Хантсман официально ушёл в отставку в начале октября 2019 года. Он стал вторым в XXI веке главой американской дипломатической миссии, вернувшимся в США, не проработав в России и трёх лет. Как и Майкл Макфол, который был послом в России с 2012 по 2014 год, ему ограничили въезд в Россию вскоре после отставки. В своих интервью в 2019 году Хантсман неоднократно жаловался на условия своей работы, на отказ российских властей сотрудничать с ним и на давление на работников посольства.

Содержание 1 Общая характеристика стран
2 История 2.1 XIX век
2.2 Царствование Александра III (1881—1894)
2.3 Общественное мнение США о России на рубеже XIX—XX веков
2.4 Соперничество на Дальнем Востоке
2.5 Первая мировая война. Октябрьская революция и Гражданская война в России
2.6 СССР — США 2.6.1 Довоенный период
2.6.2 Вторая мировая война
2.6.3 Холодная война
2.6.4 1985—1991 3 Российская Федерация — США 3.1 Становление российско-американских отношений
3.2 Крушение иллюзий
3.3 Расширение НАТО
3.4 Возобновление противостояния
3.5 Украинский кризис и российско-американские отношения
3.6 Ситуация в Сирии и российско-американские отношения 3.6.1 Дипломатические усилия
3.6.2 Ситуация с сирийским химическим оружием
3.6.3 Военная операция против ИГ 3.7 Российско-американские отношения при Дональде Трампе 3.7.1 «Дипломатическая война»
3.7.2 «Дело Скрипалей»
3.7.3 Судьба Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
3.7.4 Саммит в Хельсинки
3.7.5 Ситуация в Сирии 3.7.5.1 2017
3.7.5.2 2018
3.7.5.3 2019 3.7.6 Ситуация на Украине
3.7.7 Инцидент в Керченском проливе
3.7.8 Газопровод Северный поток — 2
3.7.9 Политический кризис в Венесуэле 4 Торгово-экономические отношения
5 Диалог о правах человека
6 Сотрудничество в области образования
7 Сотрудничество в области здравоохранения
8 Сотрудничество в области культуры
9 Литература
10 См. также
11 Примечания
12 Литература
13 Ссылки
Ужесточение конфронтации между СССР и США в первой половине 80-х годов