Методоло́гия истори́ческой нау́ки (исто́рии) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний). Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований. После появления знаменитой работы Иоганна Густава Дройзена «Историка» (Grundriss der Historik. Jena, 1858 ) методология истории стала в немецкоязычном пространстве часто обозначаться и как историка (englisch historiology).

В отношении объекта и метода своих исследований методология истории принципиально отличается от исторической науки, исторической дидактики и философии истории, ибо её главная задача заключается не в познании и интерпретации или же преподавании прошлого, а в эпистемологической рефлексии о процессах его исторической реконструкции. Методология истории стремится к легитимации исторического метода, а вместе с ним и исторического знания. Она занимается поиском ответов на следующие вопросы: Что есть история? В чём суть исторического метода? Чем исторический метод реконструкции прошлого отличается от литературного и философского методов его описания? Какую роль в процессе познания прошлого играют морально-этические, идеологические и политические факторы? Каким образом рождается исторический интерес и определяются познавательные цели историка? Что есть «след прошлого» и в каких условиях определённые следы прошлого принимают для историка статус «исторического источника»? Чем историческая реконструкция отличается от литературного описания и философского мета-рассказа? Какую структуру имеют исторические высказывания и предложения? Что есть исторический «факт» и чем он отличается от исторической интерпретации? Возможно ли объективное знание о прошлом? Чем прошлое отличается от истории?

Надо сказать, что поиском ответов на эти вопросы частично занялись уже античные историки. Строгие требования к историческому методу ставит в V веке до н. э. древнегреческий историк Фукидид, который впервые определяет масштабы точного и проверенного знания о прошлом. Свой вклад в рефлексию об историческом методе вносят позже мыслители средневековья и эпохи Просвещения, особенно «Гёттингенской исторической школы» (1770-1813). Но первый систематический и всесторонний анализ исторического метода нам поставляет «Историка» Дройзена (1858), которая включает в себя эвристику, теорию критики источников, герменевтику и, разумеется, определение познавательных целей и задач исторической науки.

Содержание 1 Определение исторической науки
2 Предмет и объект исторической науки
3 Главная цель исторической науки и исторического познания
4 Социальные функции исторической науки
5 Историческая наука в соотношении с другими общественными науками и философией
6 Историческая наука и другие формы исторического сознания (знания)
7 Строение исторической науки 7.1 Организационное строение
7.2 Квалификационное строение
7.3 Отраслевое (дисциплинарное) строение 8 Теория исторического познания 8.1 Принципы исторической науки
8.2 Методы исторического исследования
8.3 Этапы монографического конкретно-исторического исследования 9 Примечания
10 Исследования по методологии исторической науки 10.1 Зарубежные исследования в переводе на русский язык
10.2 Зарубежные исследования
10.3 Издания СССР и России 11 Ссылки
Функции исторического познания. Методология истории