. . . . . . . . . . . ХристианствоБиблия
Ветхий Завет
Новый Завет
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь
Апокрифы
Троица
Бог Отец
Иисус Христос
Святой Дух
История христианства
Апостолы
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Вселенские соборы
Разделение церквей
Крестовые походы
Реформация
Народное христианство
Христианское богословие
Сотворение мира
Грехопадение
Грех
Ипостасный союз
Искупительная жертва
Христология
Спасение
Благодать
Церковь
Добродетели
Эсхатология
Христианское богослужение
Евхаристия
Духовенство
Типикон
Направления в христианстве
основные
Православие
Католицизм
Протестантизм
Древние восточные церкви
Несторианство
маргинальные
Антитринитаризм
Духовное христианство
Эзотерическое христианство
Ереси
Критика христианства
Критика Библии
Возможные источники текста Библии
Другое
Численность христиан
Христианство по странам
Портал:Христианство

Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации.[источник не указан 189 дней]

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества, за исключением единоверцев, до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями. В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного собора 1971 года, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года», наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, «яко не бывшие».

Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев с поместными православными церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную. Поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица); большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён.

Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы различают понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции реформам Никона, возникшей в середине XVII века).

Крупнейшая старообрядческая организация в современной России — Русская православная старообрядческая церковь — относится к поповцам.

Содержание 1 Обзор истории старообрядчества
2 Реформы патриарха Никона
3 Современность
4 Основные течения старообрядчества 4.1 Поповство
4.2 Единоверие
4.3 Беспоповство 5 Отличительные черты 5.1 Богослужебно-обрядовые особенности
5.2 Символ веры
5.3 Сугубая аллилуия
5.4 Поклоны
5.5 Богослужебное пение 5.5.1 Старообрядческое песни разных регионов 5.5.1.1 Польша
5.5.1.2 Тува 5.6 Иконопись
5.7 Быт, культура, фольклор
5.8 Апокрифы 6 География старообрядчества
7 Известные старообрядцы 7.1 Государственные деятели
7.2 Купцы, банкиры и промышленники
7.3 Участники Отечественной войны 1812 года
7.4 Учёные
7.5 Писатели
7.6 Прочее 8 См. также
9 Примечания
10 Литература 10.1 Научная литература
10.2 Прочая литература 11 Ссылки
Раскол, реформы Никона и старообрядчество