Возможно, эта статья или раздел требует сокращения.Сократите объём текста в соответствии с рекомендациями правил о взвешенности изложения и размере статей.
.
Эту статью предлагается разделить на Ислам в СССР и Ислам в Российской империи, История ислама в СССР, Мусульманское образование в СССР, Советское мусульманское духовенство, Святые места мусульман в СССР, Изменения в религиозной практике ислама в СССР, Мусульманские издания в СССР, Ислам во внешней политике СССР.:К разделению/7 декабря 2019.
Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности, и предлагается разнести его в Ислам в СССР и Ислам в Российской империи, История ислама в СССР, Мусульманское образование в СССР, Советское мусульманское духовенство, Святые места мусульман в СССР, Изменения в религиозной практике ислама в СССР, Мусульманские издания в СССР, Ислам во внешней политике СССР.
Не удаляйте шаблон до завершения обсуждения.

Исла́м в СССР — вторая по количеству верующих конфессия Советского Союза. В СССР мусульмане численно преобладали в Средней Азии и Казахстане, ряде автономных республик и автономных областей Северного Кавказа и в Азербайджанской ССР. Также много мусульман проживало в некоторых местностях Поволжья и Приуралья (Татарская и Башкирская АССР),

В первые годы советской власти большевики проявляли относительную терпимость к мусульманам и мусульманскому духовенству. Эта терпимость была продиктована комплексом внутри- и внешнеполитических обстоятельств, среди которых были непрочность советской власти на мусульманских окраинах и стремление большевиков экспортировать мировую революцию в мусульманские страны Востока.

После того, как советская власть была прочно установлена на национальных окраинах, населённых мусульманами, ислам разделил судьбу других конфессий Советского Союза. В 1930-е годы большевики закрыли и разрушили большинство мечетей и физически истребили значительную часть мусульманского духовенства. Кроме того, советские мусульмане оказались в культурной изоляции, будучи практически оторванными от дореволюционной письменной мусульманской традиции и от зарубежных единоверцев. Это произошло в результате принудительного перевода письменности мусульманских народов СССР с арабской графики сначала на латиницу, а затем на кириллицу. Развитая система легального мусульманского образования была к концу 1930-х годов полностью ликвидирована. Часть арабографичных религиозных книг была изъята и уничтожена.

Во время Великой Отечественной войны деятельность мусульманского духовенства была фактически легализована. Некоторые мечети вновь были открыты для верующих. В конце 1940-х — 1980 годах советский ислам существовал в двух вариантах. Первым было официально зарегистрированное мусульманское духовенство (около 400—500 служителей культа на СССР) было объединено в четыре Духовных управления мусульман, служило в немногочисленных зарегистрированных властями мечетях и несло те же тяготы, что и зарегистрированные служители других конфессии: платило большие (намного выше, чем остальное советское население) налоги, добровольно-принудительные взносы в Фонд мира, издавало обращения к верующим по указанию советских властей, а также должно было по указанию КГБ вести за рубежом просоветскую пропаганду. В обмен на лояльность руководству духовных управлений и узкому кругу приближённых лиц позволялось совершать хадж и выезжать на различные мероприятия за рубеж. Мусульманское образование в СССР большую часть послевоенного периода было представлено одним медресе (в Бухаре) и одним исламским институтом (в Ташкенте). Открывать другие медресе власти не разрешали.

Мусульманская печать была представлена большую часть послевоенного периода одним пропагандистским журналом «Мусульмане Советского Востока», ориентированным прежде всего на иностранцев. Издание мусульманской духовной литературы вне стен Духовных управлений было под запретом. Всё это сформировало специфическую «систему» сосуществования официально зарегистрированных организаций и нелегальных мусульманских сообществ и лидеров (большинство из них причисляли себя к носителям суфийской традиции — ишанам, шейхам), а также специфических религиозных практик (посещение т. н. святых мест — мазары, авлия и пр.).

Параллельно с официальными мусульманскими структурами в СССР существовало многочисленное нелегальное (то есть незарегистрированное властями) духовенство. В официальных советских документах оно значилось как «бродячие муллы». Численность «бродячих мулл» значительно (по официальным оценкам более, чем в 10 раз) превышало количество официальных мусульманских духовных лиц в стране. В послевоенном СССР действовало множество нелегальных мечетей, в которых служили «бродячие муллы». Кроме того, в условиях фактической невозможности выехать в хадж, в СССР было очень распространено паломничество к местным мусульманским «святым местам»: могилам праведников, святым родникам, священным деревьям. С деятельностью бродячих мулл и с паломничеством к местным святым местам советские власти и (под давлением властей) официальное духовенство вели в целом безуспешную борьбу. В послевоенном СССР не было антисоветского движения со стороны официально зарегистрированного мусульманского духовенства. Большинство «бродячих мулл» в послевоенный период также не занималось антисоветской деятельностью.

В 1989 году отношение советских властей к исламу (как и к другим конфессиям) смягчилось и ряд ограничений (в частности, на обучение религии и на ввоз религиозной литературы) был ослаблен. Гласность и послабления привели к образованию исламских партий, а также к смещению верующими официального руководства в двух духовных управлениях мусульман из четырёх. Причём одно из этих управлений распалось. В период распада СССР духовные управления мусульман выступали против возникших исламских партий и политизации ислама.

Мусульмане-татары у входа в Соборную мечеть Ленинграда (1926 год). Присутствуют женщины и дети. Большинство верующих одето по-европейски.
Содержание 1 Предыстория 1.1 Ислам при Временном правительстве 2 История ислама в СССР 2.1 Период сосуществования (1917—1928 годы) 2.1.1 Ислам в Гражданской войне в России
2.1.2 Ислам в первые годы существования СССР (1922—1927 годы): попытки создания общесоюзного мусульманского центра 2.2 Репрессии 1927—1928 годов и отказ от сотрудничества с «прогрессивным» мусульманским духовенством
2.3 Массовые преследования (1929—1941 годы) 2.3.1 Массовая коллективизация и связанные с ней преследования мусульманского духовенства (1929—1930 годы)
2.3.2 Межрепрессионный период (1930—1936 годы)
2.3.3 Большой террор и советский ислам (1936—1939 годы)
2.3.4 Советский ислам в предвоенный период (1939—1941 годы) 2.4 Ислам в СССР в период Великой Отечественной войны 2.4.1 Ислам на неоккупированных территориях СССР
2.4.2 Ислам и оккупационные власти 2.5 Ислам в СССР конца 1940-х — середины 1980-х годов
2.6 Смягчение государственной политики в отношении ислама и распад духовных управлений мусульман (1989—1991 годы) 3 Официальные мусульманские духовные объединения 3.1 Среднеазиатское духовное управление мусульман (САДУМ)
3.2 Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири
3.3 Духовное управление мусульман Закавказья (ДУМЗАК)
3.4 Духовное управление мусульман Северного Кавказа 4 Мусульманское образование в СССР 4.1 Полная ликвидация системы легального мусульманского образования (1920-е — 1930-е годы)
4.2 Послевоенная система мусульманского образования в СССР 4.2.1 Медресе «Мир-Араб»
4.2.2 Высшее исламское образование в послевоенном СССР
4.2.3 Нелегальное мусульманское образование в послевоенном СССР 5 Советское мусульманское духовенство 5.1 Зарегистрированные муллы
5.2 «Бродячие муллы» и суфии 6 Потомки мусульманских святых и пророка Мухаммеда («белая кость») в советском обществе
7 Святые места мусульман в СССР 7.1 Официальные «святые места» мусульман СССР
7.2 Неофициальные святые места мусульман СССР: география присутствия и борьба с ними 8 Ислам у депортированных народов СССР
9 Изменения в религиозной практике 9.1 Проповеди в мечетях
9.2 Обрезание
9.3 Хадж
9.4 Паломничества к святым для шиитов местам
9.5 Многожёнство
9.6 Открытие лица женщины: снятие паранджи, чадры и чачвана
9.7 Запрет калыма
9.8 Религиозные процессии
9.9 Жертвоприношения скота
9.10 Почитание реликвий
9.11 Допуск женщин в мечети
9.12 Женщины-имамы
9.13 Коллективные молитвы на кладбищах
9.14 Похоронный обряд 10 Мусульманские издания в СССР 10.1 Периодические мусульманские издания в СССР
10.2 Издания Корана в СССР
10.3 Издание мусульманских книг в СССР 11 Внешнеполитическая деятельность 11.1 Контакты с единоверцами за рубежом
11.2 Духовные управления мусульман в «борьбе за мир»
11.3 Поддержка просоветских арабских режимов
11.4 Война в Афганистане 12 Диалог с другими конфессиями
13 Доходы и расходы мусульманских общин СССР
14 Антиисламская пропаганда в СССР 14.1 Антиисламские сюжеты в советских кинофильмах
14.2 Антиисламские сюжеты в советской мультипликации 15 Изучение ислама в СССР
16 Мусульманское диссидентство в СССР
17 Влияние советского периода на ислам постсоветских стран
18 См. также
19 Примечания
Правовое положение сибирской периодики в 1905-1914 гг.