Грузи́но-абха́зский конфли́кт — одно из проявлений межэтнических противоречий в Кавказском регионе, обострившихся в конце 1980-х годов в связи с ростом нестабильности и ослаблением центральной власти в СССР. В начале августа 1992 года напряжённость между руководством Грузии, получившей независимость в результате распада Советского Союза, и руководством Абхазии (в советский период — автономная республика в составе Грузии), стремившимся к собственной независимости от Грузии, вылилась в открытый вооружённый конфликт, в результате которого абхазские силы в сентябре 1993 года установили контроль практически над всей территорией Абхазии, а половина населения Абхазии, спасаясь от боевых действий, была вынуждена покинуть родные места.

В мае 1994 года было подписано соглашение о перемирии, формально положившее конец тринадцатимесячной войне 1992—93 гг. Это соглашение, однако, не позволило вернуть мир и стабильность в регион и устранить вражду и недоверие между двумя народами.

Попытки политического урегулирования последствий конфликта предпринимались в 1993—2008 гг. под эгидой ООН и в рамках СНГ. По состоянию на 2011 год, около 47 тысяч внутренне перемещённых лиц — жителей Гальского района Абхазии — смогли вернуться в родные места, однако процесс возвращения происходил стихийно, без предоставления международных гарантий безопасности и свободного доступа к целому ряду гражданских и политических прав. Среди ключевых проблем, которые до сих пор не нашли решения, — принятие сторонами обязательства о неприменении силы и предоставление гарантий безопасности, вопрос о политическом (международно-правовом) статусе Абхазии, обеспечение права на безопасное и достойное возвращение на территорию Абхазии для ещё 200 тысяч беженцев и внутренне перемещённых лиц, обеспечение прав вернувшегося грузинского населения Гальского района, включая свободу передвижения и доступ к образованию на родном языке.

Признание Россией самостоятельности Абхазии после вооружённого конфликта в августе 2008 года привело к фактическому разрушению переговорных процессов и механизмов постконфликтного урегулирования, действовавших с 1994 года, — были прекращены мандаты Миссии ООН по наблюдению в Грузии и Коллективных сил СНГ по поддержанию мира. Российских миротворцев сменили российские пограничники и военные базы.

С точки зрения международного права, Абхазия остаётся непризнанным государством, и практически всё международное сообщество продолжает рассматривать Абхазию как часть Грузии. Абхазия, где все необходимые государственные институты власти и управления были созданы ещё в середине 1990-х годов, в силу неурегулированности международно-правового статуса находится в глубокой финансово-экономической, военной и политической зависимости от Российской Федерации. Большинство населения Абхазии имеет российские паспорта (с 2000 г. Россия стала активно предлагать жителям Абхазии своё гражданство и выдавать заграничные российские паспорта). По некоторым оценкам, уже к 2006 г. такие паспорта получили более 80 % жителей.

Содержание 1 Абхазия в составе Российской империи 1.1 Присоединение Абхазии к России
1.2 Сухумский военный отдел
1.3 Переподчинение в состав Кутаисской губернии 2 Последствия революции в Российской империи
3 Политический статус Абхазии и межнациональные противоречия в советский период 3.1 Первые годы советской власти
3.2 Правление Сталина
3.3 Постсталинский период
3.4 Перестройка
3.5 «Война законов» 4 Вооружённый конфликт (1992—1993)
5 Переговорный процесс и механизмы постконфликтного урегулирования (1993—1998)
6 Вооружённый конфликт на территории Гальского района (1998)
7 Переговорный процесс (1999—2006)
8 Конфликт в Кодорском ущелье (2001)
9 Активизация действий Грузии 9.1 2006 10 Эскалация кризиса 10.1 2008
10.2 Вооружённый конфликт 2008 года и признание Россией самостоятельности Абхазии и Южной Осетии 11 Женевские дискуссии по безопасности и стабильности в Закавказье
12 Проблема временно перемещённых лиц и беженцев
13 См. также
14 Примечания
15 Ссылки
Россия в мировом политическом процессе