Русско-византийский стиль
Никольский морской собор в Кронштадте (1902—1913) — один из наиболее известных примеров данного стиля. Концепция интерпретация форм византийской архитектуры и древнерусского зодчества, часто с влиянием неоклассицизма Страна Российская империя Дата основания 1830-е годы Важнейшие постройки Храм Христа Спасителя в Москве, Никольский морской собор в Кронштадте, Собор Александра Невского в Тбилиси, Собор Михаила Архангела в Каунасе, Екатерининский собор в Краснодаре, Храм Троицы в Орехове-Борисове
 

Ру́сско-византи́йский сти́ль — направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. В рамках эклектики мог сочетаться и с другими стилями.

Стиль зародился в Российской империи в первой половине XIX века. Основоположником данного стиля принято считать Константина Тона. Оформившийся в начале 1830-х годов как целостное направление, русско-византийский стиль был неразрывно связан с понятием народности, выражая идеи культурной самодостаточности России, а также её политической и конфессиональной преемственности по отношению к Византии. В узком смысле русско-византийским стилем называют именно стиль Константина Тона, распространённый во второй трети XIX века, а более поздние постройки, более похожие на архитектуру Византии, называют неовизантийским стилем.

Первоначально неовизантийские храмы были сосредоточены в Санкт-Петербурге и Крыму, а два изолированных проекта были запущены в Киеве и Тбилиси. В 1880-х годах византийские образцы стали предпочтительным выбором для укрепления православия на окраинах Российской империи: в Царстве Польском, Литве, Бессарабии, Средней Азии, Северном Кавказе, Нижнем Поволжье и Области Войска Донского; в 1890-х годах они распространились из Уральского региона в Сибирь вдоль строящейся Транссибирской магистрали. При поддержке государства русско-византийские церкви были также построены в Иерусалиме, Харбине, Софии и на Французской Ривьере. Помимо храмов русско-византийский стиль использовался редко; большинство сохранившихся образцов были построены как больницы и богадельни во время правления Николая II.

Содержание 1 История 1.1 Зарождение. Проекты Стасова и Тона
1.2 Развитие собственно неовизантийского стиля
1.3 Царствование Александра III
1.4 Царствование Николая II
1.5 В русской эмиграции 2 Отличительные черты стиля 2.1 Внешний облик
2.2 Церковные планы и пропорции
2.3 Проблема размещения колокольни 3 Современность
4 Примечания
5 Литература
Художественный идеал средневековой Византии